Nethack русский


Русский NetHack, первый багрепорт. - Грозные лабиринты

ru-nethack.livejournal.com

Русский NetHack, первый багрепорт. [2009-05-19|03:14]

Беседы о NetHack

Вдумчиво тестирую русский NetHack (nethack-3.4.3-ru.0.3.zip, с исходниками 2,2 Мб). :-)

Сюжет работает, игра успешно сохраняет, считывает и восстанавливает персонажи. Но один раз (на десяток убитых персонажей) произошёл аварийный выход при попытке положить в сундук много вещей. После перезапуска игра автоматически и успешно восстановилась с последнего checkpoint'а (переход на другой этаж).

Поскольку сам NetHack стабилен, а я игру правил очень аккуратно, скорее всего ошибка произошла из-за генерации чересчур длинных строк, переполняющих буфер. Как известно, при переводе на русский язык количество букв увеличивается. А все буферы в NetHack'е имеют фиксированную длину.

Увеличить длину массива просто, но конкретное место переполнения я пока не нашёл. Если у кого получится раньше отследить багу (исходный текст в архиве с игрой), рад буду сообщению. Пока что тем, кто также натыкался на эту проблему, советую в ключевых местах либо нажимать клавишу S(ave), либо подняться/спуститься по ближайшей лестнице. В этом случае при маловероятном аварийном останове игра продолжится с этого места. Вообще, обратная связь полезна. Игра в русский NetHack это вам не пустое времяпровождение, а бэта-тестинг. :-)

Когда проблема будет исправлена, сообщу отдельно.

Comments:
Так, код открыт, да?

Тогда можно при большом желании во все проверки буфера (и объявления строк, наверное), всадить одну большую константу, регулированием которой и добиваться. Да и вообще, не под 8086 работаешь, удлинение всех строк игру не убьет.

Там обычно объявляется строка типа char s[256]; и перед выводом на экран в неё записываются нужные сообщения.

Это лишь моё предположение, что русский текст какую-то из строчек сносит. Пока просто погоняю и посмотрю, где это обычно происходит.

Конечно же, увеличить вообще все строчки (скажем, в два раза) это тоже вариант. Но и в родном NetHack'е они с запасом. Очевидно, в каком-то месте запас оказался мал. Любопытно, сталкивались ли с этой проблемой японцы и немцы.

Немцы и японцы - вряд ли. В уникоде иероглиф, как я понимаю, занимает 2 байта, звучат как 2 звука/буквы, а на слух речь не короче и не длиннее.

А ты бегаешь в каком режиме? В том смысле, что на нестандартном окне в строках больше символов - возможно, это регулируется отдельно?

Нет, это не влияет. Экранный движок всё тот же, который себя прекрасно показывает на любых экранах, включая GUI.

Менялась только сама игровая начинка. Причём заменялись только строки с английских на русские.

За размером буферов я следил. Но, вероятно, какой-то буфер оказался хитрее. Скажем, рассчитан на 20 названий предметов. А максимальная длина названия в русском варианте изменилась.

Пока это всё предположения и гадание на кофейной гуще. Когда точно локализую ошибку, буду её провоцировать с отладчиком в руках.

Любопытно, у других подобный аварийный останов хоть раз был или всё работает надёжно.

Доброе время суток! ))Сегодня весьма случайно узнал об этой игре. И проявился у меня к ней интерес. А тут еще и русская есть. Не подскажете, где ее взять можно?Кстати, еще вопрос (немного оффтоп), наверное, уже есть английские версии Нетхака для наладонников? Было бы весьма неплохо такую вещь у себя в коммуникаторе, не подскажете, существуют таковые? :-)

(Удалённый комментарий)

Спасибо большое :-)

Эммм... возможно я покажусь назойливым... но все же... а где можно достать мифическую русскую версию игры? :-)Я был на сайте http://runethack.narod.ru/ (насколько я понимаю автора поста). Но там, как-то, все умерло уже давно :-)Не поможете неофиту? :-) Да, там всё умерло. Вот последняя версия из живого (исходник + виндовые .exe'шки):

http://the-hacker.ru/nethack/nethack-3.4.3-ru.0.3.zip

Это ещё не полный перевод. Но несколько экранов справки переведено, виндовое меню, классификация предметов в рюкзаке и далее по мелочи.

Спасибо большое. Если будет время и возможность переведу, что с могу :-)Куда присылать-то, потом? :-)

Там проблема не с переводом. Большая часть халявы уже переведена и сейчас надо выловить все баги и начать воплощать грамматику русского языка.

Из простейшего какой-то из хэлпов ещё не переведён. Но для соответствия терминологии вряд ли имеет смысл присылать свой вариант перевода.

Если включаться, то лучше либо повыискивать баги. Либо откомпилировать русский NetHack под Windows CE, Гну-Линукс и т.д.

Если сил хватает лишь на перевод, можно заняться переводом спойлеров (шпаргалок). Они далеко не все переведены. Даже сам Guide не переведён. Хотя это, вроде, официальная инструкция. Причём идущая в комплекте с игрой.

Ну посмотрим, что я смогу сделать! :-)Хотя бы гайд попробую перевести 8-)Баги повылавливать вряд ли смогу (( Бо просто не хватит времени тестить (( Я так понял гама весьма обширная! 8-)А жена и так уже рычит, что с ней только ночью общаюсь и то, посредством храпа )А вот насчет компилить - это интересная идея. Как раз счас начал линуху изучать. м/б и потренируюсь...А под вин це было бы интересно его на руби переписать. Но боюсь это маловерятно :-(

> А вот насчет компилить - это интересная идея. Как раз счас > начал линуху изучать. м/б и потренируюсь...

Думаю, откомпилировать будет несложно. Самое сложное это создать .deb-файл с русским NetHack'ом (в кодировке KOI-8r) и разместить его в репозитарий Дебиана.

Будучи в Дебиане, он пойдёт дальше в Убунту и gNewSense автоматически.

Ну что ж... попробую. Правда у меня Мандрива. Но думаю можно как-то там все это поразмещать ;-)Обещать ничего не могу. Это чтоб особого расчета на меня не было. Но очень постараюсь :-)

Ну, можно и RPM-пакетик собрать. Потом кто-нибудь подхватит, кто лучше с Дебианом дружит.

Что же до обещаний, то в хэкерском мире мало кто кому что обещает. Даже The Dev Team выпускает новые версии NetHack'а безо всяких обещаний. Просто когда они буду готовы.

Как там было в эпиграфе Стругацких, про улитку и Фудзияму? Здесь очень похоже.

спасибо за попытку перевода!

Но один раз (на десяток убитых персонажей) произошёл аварийный выход при попытке положить в сундук много вещей....Поскольку сам NetHack стабилен, а я игру правил очень аккуратно, скорее всего ошибка произошла из-за генерации чересчур длинных строк, переполняющих буфер.

так ведь вещи не переведены(включая и сундук), я так понимаю (или я что-то пропустил?) длина названия вещей недолжна была увеличится, с чего бы ему тут падать

я правильно понял, что тут перевод хелпа, меню, и части команд(совсем незначительная)? предметы, описание предметов и тд и тп не переведены?

Команды все сохранены, но их описания большей частью переведены. Также сообщения, иногда выдаваемые игрой, частично переведены. Они тоже могут какой-нибудь буфер переполнить.

За предметы действительно пока не брался. Фактически проект сейчас в стадии продумывания реализации русской грамматики. Т.к. выражёвывания "взял 3 лампа" для такой хорошей игры как-то некузяво.

Всем привет. Тоже занимался перводом nethack'а год назад, но забил из-за этой самой грамматики. Перевод с locale.h и кодировкой utf-8. Есть .po файл, где довольно много уже вписал и перевёл. В принципе, если всё правильно сделать, то можно перевести без траблов на любой язык - лишь бы код был подготовлен(я почти сделал, кроме грамматики). Если надо выложу свой вариант.P.S. Хорошо бы оставить и англ. версию. И вынести в разные функции рус. и англ. грамматику (или какой-нибудь скрипт, короче хз).

Конечно же, надо.

Тот перевод, который на Народе, зря не пропал. В современном переводе некоторые удачные находки были реализованы, а неудачные исправлены.

Грамматику сделаем, конечно. Но времени это отнимет много.

А почему кодировка именно KOI8-R? У меня utf-8 и некоторые функции косячат в плане вывода, но можно исправить. Вариант свой обязательно выложу как будет время. Я много не сделал, просто подготовил игру к переводу(ну что-то вроде "apple" ngettext("apple", "apples", n)), функции не менял, создал po файл.

Круто было бы сделать интернационализацию игры (что очень сложно, т.к. есть зависимые от языка функции). Может ввести что-то вроде ru_makeplural?

P.S. У меня debian. Со сборкой пакетов разберусь после сессии(к числу 20 июня).

Сам NetHack не рассчитан на Unicode. Многие символы, скажем, лабиринта, кодируются одним байтом.

Можно попытаться конвертировать исходники в UTF-8. На мой взгляд, это вызовет больше проблем, чем перевод в КОИ-8r.

Там не только ru_makeplural, там будут и склонения существительных/прилагательных и чего только ещё не понадобится.

Где-то видел unicode патч на nethack(вроде на wiki nethack). И возможно ли в винде подключить gettext(заголовочный файл locale.h)... Просто я через него делал перевод.

gettext это правильный подход. Множество гнушных программ, работающих под виндой, локализованы с помощью gettext. Так что проблем с виндой не будет.

Но переход NetHack'а под gettext это большой проект. Фактически коренное изменение исходников. Я некогда начинал так переводить, но потом осознал, что это задача для The Dev Team, а не переводчиков.

Переводчики на японский и другой (кажется, итальянский язык) отказались от gettext'а. Я тоже решил последовать их примеру.

Мне всё больше хочется увидеть твой перевод. ;-)) И юникодовый патч на NetHack, кстати, тоже задача TDT. У многих чешутся руки использовать юникод для красивого отображения, скажем, деревьев. Символов в NetHack'е явно больше, чем может себе позволить ASCII и 256-символьные кодовые таблицы.

Выкладываю свою корявую версию(кодировка - utf8) http://ifolder.ru/12983083. Работаю над поддержкой двух языков(en и ru) одновременно(или хотя бы потенциальную возможность) и адаптацией патча utf8 http://ardekantur.com/misc/nethack-unicode/releases/nethack-3.4.3-unicode-0.1.diff.

Мысли такие - через gettext переводить простые слова типа орк, гном, а сложные предложения уже генерить в коде отдельными функциями типа if locale(ru), то print(race) else if (locale(en)) print(an(race)), an -функция артикля(оригинально в nethack). P.S. Буду писать, что смогу придумать.

Спасибо за ссылку на Unicode патч. Не знал.

Что до работы, то считаю такой проект неподъёмным. Одну русскую версию делать это сверхпроект. А уж поддерживать оба языка, кхм. Грамматика у нас и у них принципиально разная. Потом зачем делать gettext, если всё равно третий язык не подсоединить?

Но желаю удачи, конечно. Можешь свободно использовать то, что в моём переводе сделано. Хотя это и так в самой Лицензии прописано, конечно.

Уже к этому иду, чтобы отказаться от gettext, но пока она не мешает.Ещё интересно что-нибудь такое почитать про локализацию больших сложных проектов...P.S. В твоей версии вроде много вырезано... Скомпилировать не смог под debian, т.к. нет makefile'ов. Возможно, я что-то не то скачал.

Чтобы скопилировать русский NetHack, надо:

1. Скачать и разархивировать полный NetHack 3.4.32. Применить официальный патч для компиляции под Visual Studio Express 2008, тоже качается с официального сайта3. Скопировать поверх файлы, которые в русском архиве (ссылка в этом постинге), при этом они затрут соответствующие английские4. Скомпилировать

Разве в README не написано?

Что, и лексер переделан? :)

From: (Anonymous)2010-07-05 12:51 am

(Link)

1. если осталась корка, то можно запустить gdb --core=файл-корки /путь/к/нетхаке2. лучше всего запускай нетхак всегда под valgrind. когда где то залезет не в ту память, тебе сразу скажут Ж:-)

удачи в ловле блох Ж:-) если что спрашивай тут

508 Resource Limit Is Reached(ITK)

508 Resource Limit Is Reached(ITK) The website is temporarily unable to service your request as it exceeded resource limit. Please try again later.

www.nethack-rutext.ru

Грозные лабиринты

ru-nethack.livejournal.com

Анекдоты из донжона [2017-10-21|12:13]

Беседы о NetHack

XXX was killed by nurse. RIP. На последовавшем суде в форте Людиос медсестру спрашивают:– Мэм, почему вы стукнули этого персонажа по голове?– Сэр, посудите сами, я девушка скромная, порядочная... И вдруг передо мной выпрыгивает тип, одетый только в +5 helm of brilliance, +3 shield of reflection и +3 speed boots!!!

Анонс. Идл-рогалик "Рогатия" [2017-02-27|09:33]

Беседы о NetHack

Как вы знаете, роботы уже умеют проходить не только Rogue, но и NetHack.

Но это не предел. Вот рогалик «Рогатия», где герой полностью является ботом. Он самостоятельно бегает по красивым нетхакко-подобным подземельям, а мы можем остановить его в нужный момент и «подправить» процесс: выпить напиток, съесть еду и пр. Или можно даже не останавливать, а так, заюзать на ходу... За убийство монстров и успехи даются баллы, которые игрок может вкачивать в параметры героя, развитие донжона и наём новых типов монстров. Количество героев бесконечно. У героев множество профессий и скиллов, а так же центровка – всё это по умолчанию рандомно, но можно выставить варианты, которые нравятся.

Я бы не стала играть в такое, но концепт – офигителен.

Ноябрьский турнир /dev/null/nethack 2016 [2016-11-05|14:50]

Беседы о NetHack

В ночь на 1 ноября начался международный традиционный турнир /dev/null/nethack 2016. Продлится он ровно один месяц. Вполне вероятно, что этот турнир может оказаться последним. Так сложилось, что не хватает волонтёров.

Welcome to /dev/null/nethack 2016!This year will be starting with just the 3 California servers, expanding to the eastern U.S. and Europe servers when I have time; sorry, Europeans.This will be the last year I run the Tournament by myself. I'm looking for volunteers to take on some of the responsibility for next year; if I fail to put together a team, this will be the Tournament's last year. Sorry, everyone.The voluteer team slots should be something like:web site lead, patch dev lead, server ops lead, testing lead and PR leadI'l stay on as server ops (that's my day job) and general coordinator; please contact '[email protected]' if you're interested.Regardless of how this works out, I appreciate all of you and have had a great time working on this Tournament for so long.Thanks for everything,–robin

Итак, изначально работают 3 Калифорнийских сервера: khaqan.devnull.net (the Tournament's development server), rashid.devnull.net и jaafar.devnull.net. Хорошая новость заключается в том, что буквально вчера запустился четвёртый, Европейский, сервер в Германии во Франкфурте: devnull.nethack.pyxis.kraln.com. Игрокам из Европы рекомендуется играть именно на нём: очень короткий и стабильный пинг и отсутствие, в связи с этим, игровых проблем.

Для участия в этом веселье достаточно зарегистрироваться на сайте и присоединиться к одному из серверов в консоли (например, через Putty) по протоколу SSH через 22 или 443 порт. Статистику можно наблюдать на этой страничке. Самым интересным будет добыча трофеев и участие в различных челленжах.Пообщаться с другими игроками можно на канале IRC Freenode.net: #devnull_nethack

Приглашаем также вступить в наш русскоязычный клан smile_mold Заявку можно написать прямо сюда или в инбокс. И конечно же ждём вас в нашей русскоязычной jabber–конференции: [email protected] Будем всем рады!

Как я разочаровался в NetHack (life story) [2016-07-15|12:42]

Беседы о NetHack

Скажу сразу, я никогда не проходил нетхак до конца. Естественно, бывал в Майнтауне, ну да и в Сокобане булыжники двигал, хохо. Пару раз проходил нативный квест для персонажа и спускался в Геенном огненный.Так, ну это вступление, а суть вот в чем. Я играл за валькирию, аутентично назвав её Nebel ("туман" на немецком и кажется на исландском, одно из имен настоящих валькирий). Прошел квест, спустился в Геенном, захотел облегчить свой инвентарь, начал есть еду, подавился едой и умер.YASDЧерез год вернулся к нетхакингу, несмотря на такую душевную травму)
Рекламирую замечательный рогалик [2016-07-10|22:29]

Беседы о NetHack

DoomRL

Несмотря на внешнюю примитивность, механика игры глубока и сбалансирована "на пределе". Очень много вариантов прохождения (три класса, в каждом по 5 специализаций), отличающихся нюансами стратегии. Нюансы приходится искать самостоятельно - несмотря на наличие вики, весьма помогающей в основах (формулы сборки специального оружия, исчерпывающее описание монстров, предметов, уровней).

Кстати, чтобы достичь настоящей победы в игре, недостаточно убить Паучиху. Нужно взорвать уровень термоядерной бомбой, выжив при этом, а потом хотя бы попытаться убить на следующем уровне Джона Кармака (JC).

Глупее, чем slime mold [2016-01-27|13:36]

Беседы о NetHack

Если помните, в одной из старых версий НетХакка были томаты-убийцы... Свежая новость из мира «растительного интеллекта»: slime mold проходит IQ-тесты. И является главным кандидатом на разработку биокомпьютеров. Встречаем!

Описание

А вот оно находит кратчайший путь в лабиринте

На счёт последнего следует объяснить, что всё, что в лабиринте – фактически, одна многоядерная клетка, и она оптимизирует форму, вытягиваясь в одну линию, чтобы не кормить лишние отростки.

Теперь вполне законно говорить, что у кого-то «интеллект меньше, чем у slime mold».

(без темы) [2015-12-10|10:04]

Беседы о NetHack

Внезапно, новый Нетхак 3.6.0. Не прошло и 12 лет :)
Перевод [2015-11-23|19:07]

Беседы о NetHack

Здавствуйте.В 2008 году тут была какая-то движуха по поводу перевода. С тех пор прошло 7 лет, как оно кончилось? Я скачал то, что нашёл, но это был проект в работе.И есть ли хотя бы безграмотно, но полностью переведённые версии?
Flowchart(s) for indirect identification [2015-10-12|15:57]

Беседы о NetHack

Полезная вещь - руководства по непрямому опрелелению предметов в виде блок-схем.пробежался по местным ссылкам, вроде еще не было :)
navigation
[ viewing | most recent entries ]
[ go | earlier ]

NetHack 3.4.3 с русской подсказкой, версия ru.0.2

ru-nethack.livejournal.com

NetHack 3.4.3 с русской подсказкой, версия ru.0.2 [2008-12-09|03:25]

Беседы о NetHack

Новый релиз nethack-3.4.3-ru.0.2.zip (2,05 Мб)!

Поскольку прошлая версия ещё у кого-то, помимо меня, заработала, вот вам что-то посерьёзнее. Прошёлся по 77 файлам и заменил «лёгкие» строчки (где не нужно было менять грамматику или вводить новые функции, вмешиваться в старые). Также перевёл менюшки и несколько новых экранов подсказки. Многие теперь впервые прочитают инструкцию и откроют для себя что-то новое. :-)))

Проверяйте (у меня работает). Следующий релиз выпущу, вероятно, не так скоро. Ведь там пойдёт не простая замена строчек с английского на русский, а уже начнётся правка кода, генерирующего (и понимающего?) текст на человечьем языке — изюминка NetHack'а, к которой теперь можно приступить. К тому времени хотелось бы собрать первые отзывы и баг-репорты. Подумать, где что как можно улучшить.

Отдельно не забывайте работу над словарём — он активно бурлит, когда работа над игрой вскрывает новые смыслы и оттенки использованных английских слов. Это уже не шпаргалки, теперь мне приходится править начисто и по этому поводу лучше беседовать там. Как и раньше, архив не самостоятелен. Он содержит новые (переведённые) файлы на замену американским (качаются отсюда) плюс (для совсем ленивых) уже откомпилированную оконную версию под винды. Лицензию не менял.

Comments:

Скачал, проверил. Вроде все работает. Приятно, что можно вводить имя на русском. Насчет перевода я такого мнения:1. Название оружия, доспехов,напитков,книг,свитков и пр следует оставить на английском,а в скобочках можно сделать русский вариант. Ведь чтобы прожить в мире Nethack'a новичку все-равно придется читать спойлеры, а они на английском.2. Звуки и текстовые сообщения, на мой взгляд, имеет смысл продублировать на русском,но не заменять,так как опять же слишком вольный или "правильный перевод на русский" не даст возможности узнать,что значит это сообщение в англоязычных "шпоргалках"3. А вот что стоит перевести, так это настройки игрыНо это так,лишь мои мысли и пожелания. А вообще, спасибо людям, развивающим проект под названием Nethack - лучшую Roguelike игру!

> Скачал, проверил. Вроде все работает.

Работает отдельно, или поверх американского?

> Название оружия, доспехов,напитков,книг,свитков> и пр следует оставить на английском,а в скобочках> можно сделать русский вариант.

Возможно, так и придётся на первых порах. Ведь двум языкам пока приходится сожительствовать, а разночтения возникать не должны.

По второму пункту — чересчур захламлять экран дублями не хочется. Тем более, что (1) исходники доступны и (2) процесс перевода шпаргалок начат, так что заменить в них надписи труда не составит. Игра первична и хочется её перевод сделать наилучшим, шпаргалки всегда подстраиваются под игру.

С третьим пунктом, в ближайшем плане. Спасибо за отзыв и предложения. Даже если что-то не реализуется напрямую, обсуждение будит мысль, каким ещё образом можно решить замеченную проблему.

Я таки люто, бешено извиняюсь, но IMHO перевод следовало бы начать как раз с объяснения НетХаку про падежи, склонения, спряжения и русский язык вообще. После этого уже можно было бы править и дополнять nhdat. В идеале, наверное стоило бы вообще переписать языковой модуль с нуля.А вообще, дело хорошее, нужное, значительное.

Примерно такая идея и была. Вот только, чтобы не было как в прошлый раз (когда перевели названия чудовищ и сдались) было решено предварить её этапом перевода «лёгких фраз», чтобы в долгое время кропотливой фундаментальной работы процент переведённого текста повысить на некоторую фиксированную величину.

Предусмотрены также этап «средних фраз» (всякие функции You_hear("faint splashing.")) и «сложных фраз», генерация которых может занимать целый модуль — например взгляды на invent.c приводят меня в содрогание и бесконечные размышления о смысле нашего бытия.

Ну а потом, да. Склонять различных цветных драконов и летучих мышей, с них станется. Может быть, модуль склонения богов напишу уже на следующем этапе — хочется полностью перевести вводные, первый сюжетный экран с объяснением, что всё-таки персонажу надо в своей жизни сделать.

Вот такие планы. Не знаю, насколько меня хватит — но данный путь позволяет успеть побольше за любой срок, а исходные тексты советую другим любителям NetHack'а хранить. Спасибо за хорошие слова!

From: texas272008-12-10 03:40 pm

К вопросу о падежах...

(Link)

Вопрос такой: приблизительно на сколько процентов переведена игра? Ощущение что игра английская, лишь изредко проскальзывают фразы на русском. Хотя наверное должно быть наоборот. Предлагаю автору сделать отдельный словарь реплик и игровых сообщений по игре и пусть народ предлагает свои переводы соответствено. Еще, как мне кажется разумно было бы сделать,чтобы при нажатии # выскакивала меню с доступными командами (как в версии для КПК). Ну и желательно придумать что-нибудь для совместимости сохранений/рекордов английской и русской версий соответствено (хотя задача наверно непростая, но нужно пытаться если автор взял на себя такую миссию, а мы поможем, чем сможем ;)

From: arvi2008-12-10 04:57 pm

Re: К вопросу о падежах...

(Link)

Сохранения/рекорды я не менял, но и не проверял. Если не используются русские буквы, должно быть совместимо с другими 3.4.3. Если используются (введена поддержка кириллического шрифта CP1251 на ввод и вывод), на их месте в американской версии могут быть кракозябры.

Ощущение правильное, сама игра только-только начинает переводиться. См. файл Russian.txt в дистрибутиве. Закончены лишь переводы подсказок (краткой, полной и по #-командам) и более-менее полна отработка #chat'а с чудовищами. Но и там словарик будет меняться по мере перевода других частей.

Важна также обратная связь с игроками! Более-менее полный набор фраз можно найти в английских спойлерах. Впрочем, гарантировать удовлетворение всех пожеланий не могу по той простой причине, что люди тянут в разные стороны и аукцион лишь приведёт к терминологической несовместимости: сначала "Огре ударяет!" от Маши, потом "Людоед погиб!" от Пети. Основа уже продумана, но я с удовольствием выслушаю, чтобы знать, что ещё можно улучшить в переводе и почему. Многим участникам нашего сообщества я благодарен за их комментарии к словарю, которые помогли его улучшить.

Если arvi удасться полностью перевести игру на хороший русский язык(со всеми падежами и пр. наворотами русского), это ему можно будет ставить памятник :) Это, конечно, великое дело. Но, как ни печально, мне это совершенно без надобности, я все равно буду играть в английский вариант. "Нетхаковский" язык сам по себе очень тематичен и атмосферен. Он добавляет какое-то очень тонкое ощущение всей игры и я думаю, что на русском - это будет не так красочно. Как, например, можно красиво перевести blast of disintegration?

Иди в словарик! ;-) А русский NetHack будет лягушатником. Для тех, кто ещё не чувствует в себе силы выступать на международных турнирах.

Поддерживаю exabiche, считаю что работу над Великим и Могучим следует продолжать. В первую очередь это должно привлечь людей,не знакомых с игрой. В условиях "царства" Джифорсов и Нвидео внимание к рогаликам падает. Конечно, случайному человеку будет проще начинать играть на родном языке, а вот когда он втянется...

ADOM vs Nethack - Грозные лабиринты

ru-nethack.livejournal.com

ADOM vs Nethack [2009-05-12|07:37]

Беседы о NetHack

Да простят меня фанаты NH за то, что поднял такой вопрос, но факт остается фактом! На сегодняшний день в мире наиболее популярны эти 2 рогалика. Я не спрашиваю вас, кто из них лучше, просто прошу высказаться, за что вы любите Nethack или ADOM (если играли конечно), а за что нет.
Comments:
Разработка ADOM закрыта, его не переносят по платформам, не дополняют и не развивают. Томас Бискуп уже много лет занимается черт знает чем - пугает своим JADE.

ADOM больше похож на обычную ролевую игру: множество классов и рас с некритическими отличиями, NPC, города на свежем воздухе, глобальная карта, четкий сюжет. Но при этом большая предсказуемость, меньше возможностей. В NetHack ты погибаешь, когда совершаешь ошибку; в ADOM ты проигрываешь, как и в любой другой игре, спонтанно, незаметно.

И ADOM не портирован на смартфоны, черт побери.

(Удалённый комментарий)

Slash'em.

Кроме того, исходники нетхака можно брать и переносить.

До 2002 года многие тоже самое думали. :-)

TDT работает, только неторопливо:http://www.nethack.org/v343/bugs.html

Им некуда торопиться.

From: (Anonymous)2009-06-20 08:37 am

(Link)

Хочу начать играть в какой-нибудь рогалик, что посоветуете? Обе серии, насколько я понял, очень интересные, и каждый сам выбирает наиболее подходящее для себя, а вот чтобы "влиться" и освоиться, что больше подойдет?

На самом деле серий не 2, скорее два стиля - случайная и псевдослучайная. Если коротко, то Angband создает случайные уровни практически без "заготовок" (если не считать такими логова), в то врем как NetHack составляет подземелья из заготовленных заранее особых комнат - т.е. из магазинов, кладбищ, сокровищниц и т.п. Кроме того, игры в стиле angband более академичны, что ли, длиннее, ровнее и потому меньше зависят от случайностей. NetHack отличается резкими перепадами и непредсказуемостью, т.е. если в ангбанде "повезло" - это нашел на полу артефакт, то в NetHack - нашел тронную комнату и короновался, получив плюсы ко всему и т.д.

Из "попроще" в освоении (но не в прохождении!) рекомендую:

DoomRL - по вселенной игры Doom. Простое управление, звуки, музыка из оригинала.

Nethack + Falcon's Eye - графическая оболочка для NetHack. Изометрия, большинство необходимых команд доступны из контекстного меню. Очень хорошая вещь.

ToME - есть небольшая система обучения, управление похоже на Angband, т.к. это его клон.

(Удалённый комментарий)

По п.2Нормальные спойлеры есть, нет КОНКРЕТНЫХ чисел, но ведь это оставляет место для тайны. Приятно же, когда в игре остается что-то неизвестное. А когда знаешь абсолютно все, становится немного скучно...

> А когда знаешь абсолютно все, становится немного скучно...

NetHack контрпример. Здесь балансируешь на грани между возможностью в любой момент узнать всё и абсолютным знанием.

Этот баланс проработан весьма тонко, т.к. люди играют десятки лет и по-прежнему наслаждаются великой игрой.

Отчасти да, хотя существуют же версии для Mac,Linux. Вопрос этот должен решить Jade. Бискап в своем блоге писал, что намерен продолжить работу над ним этой оенью. Основной движок уже готов, есть скрины. Ну и не надо забывать, что работает над игрой он ОДИН, а не в коллективе, как NH.Насчет возможностей,кхм,это вы пожалуй поторопились сказать. Вот возможностей-то как раз в ADOM больше, чем в Nethacke'e (признаюсь, сперва после NH мне все эти возможности казались чем-то чрезмерно излишним, сложным): хочешь садоводством занимайся, хочешь кузнечным делом, хочешь будь плотником и т.д. Да и свободы (важное требование для рогаликов) в ADOM'e больше, ибо она не ограничивается перемещением вверх-вниз по этажам. Нет,решительно в ADOM отыгрышь персонажа намного сильнее, чем NH. NH, ИМХО это типичный манчкин, ориентированный на сбор шмота и кач. А все, что происходит с игроком - это и есть сюжет, а вовсе не какой-то там Медальон Йондера. Это ему в плюс, ибо события иногда закручиваются так, что и нарочно придумать нельзя! За это мы его и любим

> Вот возможностей-то как раз в ADOM больше, чем в Nethacke

NetHack это эстетика минимализма.

Всего 33 буквы, зато какие из них комбинации! Если так рассуждать, то в шахматах ещё меньше «возможностей».

А забить игру ролевым мусором может каждый. Исходный текст открыт. :-)

Что бы я взял из Nethack'a в ADOM:1. Система bones-файлов2. Фонтаны вместо луж3. Сундуки. Но не в том виде в котором они сейчас есть, а так, чтобы сундук можно было открыть ключом, а при попытке его взломать, он бы взрывался со всем содержимым, причем всегда4. Полиморфинг

За вопрос простим. А вот навязчивую рекламу ADOM вряд ли. :-)

Наглая интервенция фанатиков Бискапа в Фидо нанесла серьёзные раны хэкерским рядам. Лишь в эпоху жж мы с kamarado собрали вполне живое и плодотворное русское сообщество по NetHack'у.

Так что любители собственнических программ могут делать своё сообщество по Адому. Для меня возможность залезть в исходный текст это настолько существенная часть игры (да и рогаликов), что ADOM воспринимается разве что как популярная пародия. К NetHack'у пишут add-on'ы, его вешают на ssh/telnet, устраивают международные турниры, записывают транскрипты.

В-общем, NetHack это намного более древняя, серьёзная и развитая культура, чем тупой запуск чужого exe'шника ради прожигания собственного времени.

Ну хорошо, возможно я действительно переусердствовал. Наверно эти 2 игры для разных типов людей. Просто, по собственному опыту скажу, что знакомство с roguelike надо начинать конечно с Nethack. А дальше, наверное дело вкуса. Мне вот захотелось попробовать ADOM (уж очень он был известен). И честно говоря, я не вижу в чем бы он уступал Nethack'у. Насчет исходников? Жаль конечно, хочется поиграть на КПК, как в NH ) Но на мой взгляд, это не достаточно веская причина, чтобы не любить его. В общем, ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!

> Насчет исходников? Жаль конечно, хочется поиграть на КПК, как в NH )

Исходники это намного больше, чем возможность откомпилировать и выпускать свои SLASH'EM-ы. Это возможность в любой момент (нулевое игровое время) залезть в потроха монстру (или предмету), чтобы выяснить, что же эта зараза из себя представляет.

Игра тренирует знание языка Си, совершенно по-другому интегрируясь в нашу жизнь, чем ADOM. Потом этот хэкерский подход применяется хэкером, скажем, к ядру Линукса или какой-то вещи, которая заинтересовала в Дебиане.

> В общем, ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!

Так я не против. Если что-то из опыта адомщиков поможет русскому сообществу NetHack'а, это замечательно! Более того, совсем уж фанатики Адома могут встроить в исходники NetHack'а те ньюансы Адома, которые считают лучшими.

From: (Anonymous)2009-06-20 08:44 am

(Link)

Хочу начать играть в какой-нибудь рогалик, что посоветуете? Обе серии, насколько я понял, очень интересные, и каждый сам выбирает наиболее подходящее для себя, а вот чтобы "влиться" и освоиться, что больше подойдет?

NetHack: русскоязычные статьи об игре

© Иван Зенков© Источник: http://gameit.ru/entry/nethack-filosofiya.html

Некоторые, должно быть, обвинят нас в легкомыслии. Все эти бесконечное Марио, анимешные игрушки-попрыгушки, офисные таймкиллеры и т.д. Но, это всё лишь вершина айсберга, а на самом деле, ночи и дни мы проводим за экономическими стратегиями, политическими онлайн-играми, бизнес-тотализаторами, симуляторами брокеров и менеджеров футбольных команд. А это соотношение курса валют? Прямо дрожь пробирает от роста какого-нибудь фунта, по сравнению с евро. В минуты отдыха, от столь захватывающего развлечения, мы играем в roguelike. А вы знаете, что такое классическое roguelike? Наивные люди думают, что это Diablo. Классическая roguelike — это NetHack.

Начало

Я не буду рассказывать вам историю NetHack, она весьма мутная, да попутно касается таких игр как Hack и собственно Rogue (вот откуда пошёл жанр roguelike или рогалик). Ну это, чтобы была ясна природа названия. Понятное дело к взлому сетей, никакого отношения не имеет. Net в названии означает лишь то, что процесс разработки происходит через интернет. Собственно всё благодаря исходному коду, который доступен с официального сайта nethack.org. Благодаря, опять же исходному коду, игре удаётся прожить уже 20 лет, и проживёт она ещё очень долго, но сейчас вам наверное не мешало бы себе составить о ней общее представление.

Видите скриншот? @ — это вы и есть. Соответственно d — ваша собака. Что здесь происходит? Дело в том, что это очень хардкорный тип игр. Он очень сложный и основным его признаком является отчасти его текстовая графика. Это не MUD, и сейчас конечно в частности, в NetHack, появилась поддержка мозаики, то есть графики, и даже 3D-реализации игры уже имеются. Но настоящие рыцари и самураи, всё это презирают и продолжают использовать ASCII или того хуже. Поверьте на геймплее это абсолютно не сказывается, за тем исключением, что фантазия работает в разы лучше, а подробное литературное описание каждого монстра, эту фантазию лишь подстёгивает.

Подготовка

Вот теперь вооружённые знаниями мы должны подготовить момент своего первого знакомства с NetHack, так чтобы потом нам было приятно о нём вспомнить, а для этого нужно себя настроить на определённый лад. Как говорят монахи поднебесной «легко найти правильный путь, но трудно по нему следовать». Дак вот, даже правильный путь найти получается не у всех и не в самом начале. То есть важно помнить, что NetHack это не Half Life… В том смысле, что такого постоянного интереса во время похождения не будет. Не такой это жанр и динамика тут совсем ни при чём. Ни при чём тут и интеллектуальные потуги. NetHack не шахматы, а потому и мозги напрягать не нужно. По крайней мере часто. Можно сказать, что здесь всё, как в жизни. Пока живёшь вроде и плохо бывает, и скучно, но вот умирать что-то не спешишь (будучи нормальным человеком, естественно). Так и в NetHack. Только, когда становится скучно, игру лучше на время приостановить, иначе вас сразу убьют. Уже сколько раз замечал подобное. Как только становится скучно или просто грустно, тебя сразу убивают. Будто чувствуют они твою уязвимость и вообще от состояния игрока в реальности зависят 70% успеха его жизни в виртуальности.

Далее, что немаловажно, выбирая персонажа вы должны помнить, что отличия их не только в названиях, навыках и инвентаре (обо всём этом чуть позже), но и в образе жизни. Играя, например, монахом, вы в полной мере можете позволить себе единоборства. Причём, чем больше вы знаете о тактике передвижения монстра, тем лучше он будет отскакивать, как желе от ваших ударов и комбо. То есть, если раньше вашего бронированного рыцаря быстро убила killer bee, или giant ant и вы их потом всячески боялись, то это вовсе не означает, что это действительно столь страшные существа. Изучив тактику и узнав о них поподробнее вы, ретировавшись в удобную местность, можете буквально несколькими ловкими ударами завалить 5-10 killer bee и это всё монахом на котором по определению брони быть не должно. То есть сила разума и расчётливость здесь прежде всего, ну и случай, конечно. Все они, вместе с вами, играют свою роль.

Тем не менее я бы не рекомендовал новичкам играть за археолога, целителя, рыцаря, священника, туриста и волшебника. Не потому что это сложно (у меня например рыцарь долгое время был в топ-листе на первом месте), а потому-что требует более иной концентрации (по крайней мере от меня). Почему-то принято считать, что самый лёгкий персонаж это валькирия, или самурай. Дак вот не верьте тем кто это говорит. Я считаю, что это полная ерунда. Хоть никто персонажей в NetHack явно и не уравновешивал, как в Diablo, но лёгких персонажей здесь нет. Да, валькирия сильный герой, да ещё если и dwarf, но это ничего не говорит и более того, что играть за неё вам вполне может быть неинтересно, потому-что мировоззрение персонажа не подойдёт к вашему личному самоощущению и настрою.

Кстати о мировоззрении. Вот это вот chaotic, lawful, neutral, это не означает, что вы на самом деле злой, добрый или хладнокровный как тритон. Это скорее принадлежность, или если хотите — политическое движение. То есть например коммунистов легко можно причислить к chaotic, а каких-нибудь либералов к lawful, но это не означает, что одни добрые, а другие злые. Это даже методы действия не определяет. Например вы можете быть добрым, тёмным эльфом. То, что эльф тёмный это понятно, но это ваши обычаи, ваша родня, ваша линия. При этом вы можете спасать собачек из ямы, исправно платить, никогда ничего не воровать, не убивать мирных персонажей. И тогда вы будете добрым, добрым тёмным эльфом.

Ну вот предположим во всём вы определились и готовы отправиться этаким зеленокожим варваром в путешествие, в котором вас всё равно убьют на 2 или 3 уровне. Теперь хочется играть, но играть не надо. Для начала игру надо настроить. Подробное описание опций настройки есть в Guidebook Эрика Реймонда и в самой игре, жмёте ? и большая часть знаний перед вами, что-то можно настроить нажав O (Shift+o), но лучше всего записать их в конфиг. На UNIX-платформах это чаще nethackrc или nethack.nh, может быть даже nethack.nh.example.gz. На Windows это обычно defaults.nh. У меня там записано такое:

OPTIONS=windowtype:tty,toptenwin,hilite_pet,number_pad,rest_on_space OPTIONS=fixinv,safe_pet,sortpack,!autopickup,tombstone,color,lit_corridor OPTIONS=ascii_map OPTIONS=verbose,showexp,news,fruit:lemon,name:Ivan OPTIONS=catname:Musja OPTIONS=pettype:cat OPTIONS=nomail

Можете просто перепечатать, можете исправить некоторые детали. Во-первых конечно name, необходимо поменять на имя своего героя. Дальше catname и dogname, и horsename. Ну напишите там dogname:Belyj Bim. pettype — та зверюга которая вам наиболее симпатична. Ну в моём случае кошка, потому-что я собак не люблю. Ну и fruit, это название вашего любимого фрукта. Можете туда записать всё что угодно было бы поесть и сие кушанье предстанет перед вами в игровом мире. Ну а остальные опции по желанию. О них можно подробнее прочитать в том же Guidebook. Можно только сказать, о включении поддержки numpad. Без него, вам придётся передвигаться аки в редакторе vi, то есть используя символы hjklttybn, а с включённым numpad можно будет циферками 12346789. Тут кому как удобнее конечно.

Об управлении

Раз речь плавно перешла к управлению то было бы разумно остановиться на этом вопросе несколько подробнее. Для взаимодействия богатого мира соприкосновения предметов и окружающей действительности в NetHack как и в любой менее продуманной roguelike, задействованы почти все клавиши стандартной клавиатуры, и даже некоторых из их комбинаций. Для примера, вот как организован процесс простого передвижения:

y k u 7 8 9 \ | / < вверх \ | / h- . -l , подобрать 4- . -6 / | \ > вниз / | \ b j n 1 2 3 (для ноутбуков) (OPTIONS=number_pad)

Второй вариант верен если у вас активирован numpad, да и вообще с ним удобнее играть, тем более тем кто мыслью о повсеместном UNIX-like не болен. Собственно идти вниз > и вверх < , а также топтаться на месте . подымать вещи – , и выходить из игры S. Двери открываются o, закрываются c, запираются a и буква ключа. Собственно весь ваш инвентарь организован по буквам и каждому предмету назначается символ, о котором можно узнать сразу после поднятия предмета, в некоторых других ситуациях и через инвентарь i. Для более быстрого передвижения нужно использовать соответствующие комбинации, например G6, когда вы в коридоре, g4 если вдали что-нибудь интересное, M3 если маячит что-то неинтересное, но идти всё-равно надо и _ чтоб указав нужную точку на карте, к которой ваш персонаж сам бы и побежал. (Часто работает просто щелчок мыши.)

Теперь о драках, боях, сражениях, поединках и потасовках, в которых придётся выигрывать… Или убегать. Помните! Вам дорог каждый ваш HP, даже когда враг слабый, а этих самых HP у вас много, вы должны экономить каждый. То есть если скажем вы увидели врага, а он от вас далеко, но сражаться может только вблизи, то чаще всего его лучше просто застрелить (когда есть такая возможность). Если застрелить не получатся, передвигаетесь в удобное для вас место (возможно просторную комнату с одной контролируемой дверью) и там дайте врагу возможность подойти к вам ближе. Тем самым он затратит ход, после чего его можно стукнуть раз, или два, или три и отойти. Он опять подойдёт, а вы его опять стукните. Конечно это всё в идеале и зависит от скорости персонажа. Иной монстр может вас одним ударом убить, другой может сделать сразу три, а то и пять ударов. Важно с какой стороны подойти, как подойти. Да и они ходят по разному, вы тоже должны так ходить. Во общем понятно, что все эти почти 400 монстров разные и подход почти к каждому нужен свой.

Кстати о стрельбе тоже наверное лучше рассказать здесь. То есть даже не о стрельбе как таковой, а о методах удалённого воздействия. Например не луком и стрелами жив человек. То есть и ими тоже в первую очередь, но это лишь тогда когда у вас стрелы отменные и навык есть, а если нет, то наверное кто-то захочет стрелять из арбалета, а это вообще уже не оружие, по крайней мере я им никогда и не пользуюсь. А пользуюсь я чаще метательными ножами, да и вообще метание очень действенные метод в борьбе за прополку рядов страшилищ ужасных лабиринтов. При том метать можно не только ножи, а буквально всё, что подвернётся под руку, так то например бутылки с разными смесями и разного рода предметы, кроме волшебных палочек aka магические жезлы. Их пулять не надо, а надо их использовать нажав кнопочку z и пальнув в какого-нибудь монстра, а то и сразу в пятерых. Если вам повезёт и на жезле будет заклинание вроде луча или усыпляющего воздействия, то считайте, что от этих пятерых ничего не останется (хотелось бы верить) если же там скажем было ускорение, превращение или просто свет, то ломайте жезл о колено и как говорил классик:

Лети душа в ад и будь там вечно тленна, О если бы со мной погибла вся вселенная!

Впрочем вряд ли вы сами то погибните после этой операции, а уж те пятеро и подавно, но зрелище всё-равно эффектное, а нервишки пощекотать иной раз полезно. В любом случае старайтесь, чтобы ваш уровень был примерно равен уровню лабиринта. Следовательно, и уровню генерируемых чудовищ, а тогда и жезлы ломать нужды не будет, да и сами вы сможете например орудовать лишь метательным оружием, а то и без всякого оружия вообще.

Ваш образ жизни

Тем самым мы подобрались к образу жизни. Вещи очень важной и существенно изменивший притягательность процесса в положительную сторону. Именно образ жизни — своего рода некоторая задача привнёсшая в игровой мир, элемент разнообразия и определённого нравственного регулирования.

Совершая каждое действие в NetHack вы можете, не осознавая того, поменять свой образ жизни, отойти от поставленных задач — своеобразной линии партии. NetHack трудно назвать ролевой игрой, особенно потому трудно, что он никакой ролевой игрой не является, тем не менее вы это и есть вы, и у вас есть или ещё только будут свои привычки свои направленности.

Для этого в игре имеются так называемые conduct, как предусмотренные программой, так и самим игроком. Степень развития своих качеств вы в любое время можете посмотреть командой #conduct и кстати там же представлен список.

Так например вы можете вести строгую вегетарианскую диету. То есть не кушать мясо, от чего многим персонажам одна лишь польза. Кушайте свои lembas wafers и food rations, можете даже кушать желе, грибы и прочую плесень, заедая всё это cream pie и сырыми яйцами. Конечно если вас и от яиц воротит, можете не кушать, но на conduct это никак не повлияет. Тоже самое относительно носки вещей из кожи и питания продуктами с содержанием молока. То есть если вы вегетарианец с замашками аскета, то можете от всего этого отказаться, но то будут ваши личные правила, а не правила предусмотренные игрой.

Вы можете быть атеистом. Если таковым и являетесь то тогда вам лучше никогда не молиться богу, причём часто вполне реальному (мда), хоть и посредством виртуального мира. В тоже время как бы вы от богов не отказывались в мир игры они вмешиваются куда более активно чем в окружающий вас реальный мир, а потому они там существуют и быть атеистом в таком случае несколько странно. Особенно странно смотрятся монахи-атеисты, священники-атеисты, валькирии-атеисты.

Есть ещё принципы пацифизма. Первый к пацифизму напрямую не относится, но запрещает вам брать в руки оружие. Сражаться можно, но только не мечем там например, а дротиками, всякого рода заклинаниями, пинками, голыми руками и т.п. Другой вид пацифизма — реальный пацифизм. Это когда вы сами никого не убиваете. Всё подручными персонажами. Это считается высшим пилотажем, а уж пройти игру таким образом, мало кому удаётся.

А можете ещё ничего не писать и не читать, тогда вы прослывёте неграмотным дурачком, что во общем-то тоже образ жизни и не самый плохой на самом деле.

Это ещё не все возможные принципы поведения персонажа. Есть и другие, и опять же не предусмотренные программой, а то есть такие которые игрок сам перед собой ставит, от чего играть всё интереснее и интереснее. То есть как я уже говорил, вы сами можете создавать рамки выстраивая вертикаль поведения.

NetHack в России

NetHack со всей своей двадцатилетней культурой на западе и востоке, в России представлен слабо. На самом деле, он скорее всего вообще никак значительно не представлен и то, что вы видите это наверное первая, относительно большая работа в области популяризации проекта, доступная в рунете. Хотя конечно есть определённое количество сайтов, или попыток создания таковых, о которых наверное бы следовало упомянуть.

nethack.ru — проект застолбивший очень хороший домен. Благодаря стараниям членов группы ru_nethack (см. ниже) пополнился содержимым. А именно переводом шпаргалок на русский язык.

rlgclub.ru — отечественный сайт полностью посвящённый roguelike. Соответственно логично предположить, что там имеется и некоторая информация по NetHack. Она там действительно есть, но не так много как хотелось бы.

runethack — попытка локализации NetHack. Попытка мертворождённая. Видимо ошибки были допущенные ещё в самом начале и с технической, и с организационной стороны.

ru-nethack — русскоязычное сообщество на сервере LiveJournal. Во-первых там можно поговорить, а во-вторых лента часто обновляется (есть rss), потому пока наверное это всё-таки лучший русскоязычный источник данных о NetHack. Да и потом, сообщество существует достаточно давно, и если смотреть с первых сообщений, то можно почерпнуть для себя уйму полезной информации.

Есть ещё такое русскоязычное сообщество посвящённое ADoM Оно и понятно, что между NetHack и ADoM не так уж и много общего, но в рамках того сообщества вполне успешно обсуждался и продолжает обсуждаться NetHack в том числе.

Россия в NetHack

Пока NetHack проникал в Россию, Россия делала тоже самое и в том же темпе, но в обратном направлении. Разумеется всё это не могло, как-то ярко запечатлеть память о русской культуре в NetHack, наравне с японской или например китайской. Последние две отражены там очень ярко и в именах героях, описаниях, названиях предметов, профессиях, в некоторых шутках и т.д. То есть общая европейская культура естественно доминирует, но плавно переплетается с общим представлением европейца о Японии, Китае и т.п.

Но русские следы найти всё таки удалось. Я их вообще искал целенаправленно и ищу до сих пор. Ну, а тех, что нашёл, их всего три.

След первыйNetHack много странных вещей, но ещё больше странных загадок. Например первоначальные лейблы на свитках смысл которых перемешивается в игре. То есть встретите вы ещё свитки с названиями типа LEP GEX VEN ZEA, VENZAR BORGAVVE, VERR YED HORRE и каждый раз ещё будете думать, что это всё означает. Предполагается, что смысл в них есть, поскольку названия некоторых свитков расшифровать всё-таки удалось. Дак вот есть среди них и свиток с простым названием PRIRUTSENIE, которое русскому человеку (и просто человеку знающему русский язык), должно быть сразу понятно.

След второйТак скажем некоторые из ликёроводочных магазинов (вроде по именам их продавцов) в мире NetHack, имеют русские названия. Названия впрочем оригинальны даже для России, вроде Weliki Oestjoeg, Syktywkar, Narodnaja и несколько других.

След третийЧеловек которого зовут Михаил Соколов и который умудрился принять некоторое участие в развитии проекта.

Вот вроде и всё. Из монстров никого найти не удалось. Есть правда одно существо и называют его zruty. Зверь явно откуда-то из славянской мифологии, но внятного описания, найти не получилось, да и судя по названию, это может быть что-то польское или чешское, но скорее всего уж точно не русское.

Искусство комикса

В период всепоглощающей войны доблестного американского народа, с фашистко-коммунистическими захватчиками, в Нью-Йорке начались сбои в процессе издания комиксов и мэру столицы мира приходилось зачитывать комиксы по радио. Некоторые американцы (из старых вояк) и сейчас вспоминают те дни со слезами гордости на глазах.

Мы правда (за пока ещё редким исключением) не американцы, не французы и не японцы, а потому искусство комиксов, нас в своё время не коснулось. Потом уже и «Кубанские казаки» шествовали по стране, интеллигенты читали Хемингуэя, а молодёжь слушала Цоя, и Ельцин пытался нащупать томик Пушкина в двенадцать часов ночи. Но даже сейчас комиксы в Федерации не сформировали какой-то внятной индустрии, а уж о русском стиле и говорить не приходится.

Зато в случае с NetHack, независимо от национальности, стиль ASCII-графики напрашивается сам собой. В таком ключе и выпускается проект Dudley’s dungeon (http://www.nicolaas.net/dudley/) — проект безусловно интересный, но всё-таки не столь наглядный как этого бы хотелось (вот кстати целая история похождений археолога – история похождений археолога http://archive.gamespy.com/legacy/fargo/nethack_a.shtm). Более наглядные комиксы есть не где-нибудь, а прямо в сердце проекта не нуждающегося в рекламе, а именно замечательного и многими любимого сайта UserFriendly.org! Чтоб увидеть их все рекомендую воспользоваться поиском.

Железный голем, нарисованный фантами Nethack

Кстати, не комиксом единым… Ведь по сути, что такое комикс? Набор картинок перегруженный текстом забавных начертаний. Ну и зачем нам текст? Отсюда и появились некоторые попытки создания зарисовок окружающего игрока мира без текста. Одной из самых удачных подобных попыток, можно назвать NetHack Gallery, а в свою очередь как неудачная, очень даже подойдёт NetHack — the Artbook, что вообще-то не мешает им обоим существовать. Ну и конечно, какие-то случайные авторские вещи появляются, то есть в определённом виде проекция фантазии, ведь изначально то ничего этого в игре нет, а есть лишь некоторый посыл, в виде тех же описаний богов, персонажей, монстров, предметов, действий. Да кстати есть ещё NetHack Porn, но считайте, что я вам этого не говорил.

Завершение

Игра доступна практически везде. На Pocket PC, PSP и бог ещё знает где. Впрочем качать её себе необязательно. Достаточно подключится к серверу nethack.alt.org через telnet. Можете там играть или смотреть как играют другие. Это никаким образом не online-игра, а просто ещё одное удобное средство не захламлять компьютер программами.

Теперь когда вы (хоть и скомкано) вооружены знаниями, можете приступать к игре. Будьте готовы, что лет пять реального времени вас будут убивать практически в самом начале, но я уверен, что ещё потратив лет 10, вы увидите заветный амулет.

wiki/nethack_filosofija.txt · Последние изменения: 2016/01/13 21:51 (внешнее изменение)

www.nethack-rutext.ru

Русские следы - Грозные лабиринты

ru-nethack.livejournal.com

Русские следы [2005-07-10|10:38]

Беседы о NetHack

Всё время ищу следы русской культуры в NetHack, где вообщем-то есть многокультурность и даже более ярковыраженные направления японской (которой там больше всех), китайской, скандинавской, но вот русской там нет, точнее что-то всё-таки есть и сейчас я об этом расскажу, но в любом случае таких больших явлений как боги, какие-то уникальные профессии, люди, монстры... Вообщем вы там не найдёте.

Дак, что есть? Изучим картинку. Троглодит гном (dwarf) -- существо грязное и невоспитанное, питающееся зачастую всем подряд, попадает в невероятно большой книжный магазин наполненный произведениями известных классиков и неизвестных колдунов, чародеев, магов и прочего сброда. "Чтож, ты сынок здесь потерял?" - как бы читается во взгляде продавца, пока троглодит пытается съесть какой-то свиток. Теперь прочитайте название съедаемого свитка ☺ Если не дошло с первого раза перечитайте раз десять.

Кстати о троглодите. Парень то только с виду казался дурачком. На самом деле то был тот ещё калач. Поднабрав все свитки (а это несколько тысяч золотых!) он слинял в неизвестном направлении, по пути завалив человек 10 копов и всех кто пытался ему помешать. Такого карьерного роста я ещё никогда не видел. Сейчас он где-то у гномов, с огромным количеством свитков, в том числе и идентифицированных. Некоторые наверное попытается сбыть.

Ну, а собственно какой же второй след? Второй след в интересах этого сообщества. Зовут его Михаил Соколов и он принял некоторое участие в развитии проекта.

Конечно этого мало. Конечно бы хотелось видеть и волхвов, и кикимор, и цитаты из Циолковского. Но не судьба, по крайней мере до тех пор пока кто-то этим серьезно не займётся, да ещё и так, чтоб не разрушить уже созданное, ощущение многонациональной дружбы.

(Да, что тут! Даже в сообществе есть элементы международности, тот же Afiŝu novan komenton, это же эсперанто.)

Comments:
   Так это "labeled". Не в NetHack, а у конкретного игрока.

   Русскую культуру я находил и ещё. Во-первых, посмотри на встроенный хэлп по saber. Во-вторых, в файле shknam.c:

static const char * const shkliquors[] = { /* Ukraine */ "Njezjin", "Tsjernigof", "Ossipewsk", "Gorlowka", /* Belarus */ "Gomel", /* N. Russia */ "Konosja", "Weliki Oestjoeg", "Syktywkar", "Sablja", "Narodnaja", "Kyzyl", /* Silezie */ "Walbrzych", "Swidnica", "Klodzko", "Raciborz", "Gliwice", "Brzeg", "Krnov", "Hradec Kralove", /* Schweiz */ "Leuk", "Brig", "Brienz", "Thun", "Sarnen", "Burglen", "Elm", "Flims", "Vals", "Schuls", "Zum Loch", 0 };   Вот только сильное влияние отечественной культуры на сам NetHack (если не делать русских патчей) затруднено. Развитие игры держит в своих руках таинственный TheDevTeam, и изменять что-то могут лишь её члены.

   В этом смысле проект NetHack не является открытым, хотя является свободным. Если же его форкать с целью ассимилировать, это должно происходить мудро. Т.к. далеко не все форки выживают. Да и многочисленное форканье лишь мешает общему делу.

Так это "labeled". Не в NetHack, а у конкретного игрока.

Нет это именно в NetHack. Вот здесь по этому поводу написано.

... сильное влияние отечественной культуры на сам NetHack (если не делать русских патчей) затруднено. Развитие игры держит в своих руках таинственный TheDevTeam, и изменять что-то могут лишь её члены.

Чтож там таинственного то? Обычная группа разработчиков, в меру закрытая. Тоже самое например у GIMP принято. А процесс внедрения чего-то нового в NetHack показан на примере с SLASH'EM. Но если отойти от форка, то я представляю себе это приблизительно так.

Создаётся патч, с добавлением славянской культуры, некоторых монстров, главного персонажа, может быть названий предметов (как в случае с самураем) и т.д. Ну и разрабатывается какое-то время. Если это будет действительно что-то уникальное, то я думаю года через три это войдёт в NetHack, а дальше разработку патча уже естественно можно заморозить.

Но здесь понятно, что персонаж не должен быть волхв или богатырь. Такие предсказуемые вещи... Да и есть уже Wizard, Knight, Samurai. Монстры тоже соответственно должны быть уникальны. Клоны уже существующих, не нужны. Ну и предметы. Те же гусли заставляющие монстров плясать, это же confuse, не нужно оно такое.

Ну и русское же не обязательно такое старинное. Можно взять классическое произведение. Достоевского например, и по нему воссоздать. Так даже интереснее будет.

Хм, а ещё лучше Гоголя.

Нет это именно в NetHack. Вот здесь по этому поводу написано.   Ооопс... Прости засранца. :)

   Про русское. Главное, чтобы кто-нибудь из детей всерьёз вдохновился. Дальше я его вести смогу. Знание того же Си это не проблема.

   Про Вия... Оно же всё автоматически возникает, когда люди играют и общаются друг с другом. Просто происходящее интерпретируются в контексте собственного культурного поля. Достаточно ловить и развивать эти моменты. Причём при возникновении этой обратной связи людям будет интересно и играть, и свои мысли формулировать...


Смотрите также