Русская демонология


Русская демонология - Виктор Калашников

Матери ночные

Если кикимора постоянно жила в доме, то были и такие женские духи, которые являлись лишь в определенное время суток, как правило, ночью. Приходили и приносили с собой, казалось бы, совершенно беспричинную бессонницу: ну никак не заснуть человеку, а утром он будет совершенно обессиленный, с темными кругами под глазами. Еще хуже было с детьми. Мучимые ночными духами, они плакали, кашляли беспрестанно и никак не могли успокоиться.

Внешность властительниц ночи оставалась неведомой. Однако их, являвшихся непрошеными и невидимыми, сразу чувствовали, говорили: «Чу, ночница прошла» или «Ночью мне поглумило сегодня, полуночь показалась» (ночницу, или полуночницу, называли также глумицей, потому что она по ночам глумится над человеком).

Пожалуй, главной среди ночных духов была Матенка-полуноченка, или Матерь ночная, — она приходила в дом на всю ночь до утренней зари и сама была олицетворением Ночи. При этом Мать ночная — довольно смутный образ. Куда известнее в народе Ночница и Полуночница. Первая из них являлась с вечерней зарей. Это время считалось «переломным» — переход от дня к ночи, — а значит, особо опасным. По этой причине в это же время суток нельзя было спать, а то Ночница набросится и станет мучить. Оборониться от этой напасти можно было, обратившись с просьбой к заре-зарянице: «Заря-заряница, возьми свою ночницу на се время, на сей час, на сию минуту!» Люди думали, что Ночница не приходит сама по себе, а является результатом порчи или сглаза.

В полночь Ночницу сменяла Полуночница. Она безобразничала с этого времени и до утренней зари. Поэтому и защиту от нее следовало искать у утренней зари или ее вестника — петуха. В Олонецкой губернии на рассвете приоткрывали дверь, выносили на свет Божий ребенка, который не мог заснуть всю ночь, и говорили: «Заря-заряница, красная девица, возьми у раба Божьего младенца (тут нужно было назвать имя ребенка) ночную рыкушу и полуночную и денную — унеси за сине море, за высоки горы. За высокими горами змий-жигало пусть сожжет их и опалит. Во веки веков. Аминь».

Заметив, что ребенок просыпается в полночь, говорили: «У него полуночница». Верили, что подошвы у ночных гостий гладкие и блестящие (возможно, оттого, что и сами ночницы усердно щекотали детям пятки).

Одно дело, если ребенок просто не спит, и совсем иное, если криком кричит, надрывается. Если это происходит, то его посетила не простая ночница, а — Крикса, или иначе — Крикса-варакса. Так их именовали в заговоре: «Криксы-вараксы! Идите вы за крутые горы, за темные лесы от младенца!» Вараксать — делать дело кое-как, дурно, без уменья, пакостить.

Туляки говорили: ««На мальчика криксы напали». Им вторили костромичи: «Криксы замаяли парнишонка: не знаю, что и делать», а детей стращали: «Кричать да реветь будешь, так тебя крыкса-то и заберет». В таких случаях пензенцы были убеждены, что «крик живет на детях». В Орловской губернии читали заговоры: «Заря-зарница, красная девица, возьми ты криксу рабе Божьей (такой-то) и денную, и ночную, и полуночную, и полуденную, и глазную; откель ты шла, туды ты и ступай: с лесу шла, на лес ступай, с поля ты шла, в поле ступай, с саду шла, в сад ступай, с лугов ты шла, на луг ты ступай, с моря ты шла, на море ступай, рабе Божьей (такой-то) спокой и смиренство дай».

От криксы спасались так: расстилали на столе, мехом вверх, овчинный тулуп, на него клали навзничь ребенка и суровой ниткой измеряли его рост. Затем выстригали из овчины, у ног и у головы ребенка, по клочку шерсти. Потом обматывали шерсть суровой ниткой, шли к речке, становились к ней спиной, бросали сверток с шерстью левой рукой через правое плечо и, плюнув три раза, шли домой, стараясь оставаться незамеченными, а уж если кого-то невзначай встречали, то разговаривать с ними запрещалось, а то крикса услышит и опять к ребенку вернется

В Вятской губернии новорожденного, когда обмывали в бане, приговаривали: «Спи по дням, расти по часам! То твое дело, твоя работа, кручина и забота. Давай матери спать, давай работать!» В Енисейском округе повитуха при перевязке пуповины схватывала ребенка за носик и потягивала его несколько раз, говоря: «Не будь курнос и спи крепче!» В Терской области при первом купании новорожденного в воду клали маковые головки, «чтобы дитя не было крикливо».

Часто гадали, смотря в воду, чтобы узнать, от чего случилась крикса — от испуга ли, от сглаза ли, от наведенной колдуном порчи или от плохого ветра.

От крикс, так же как и от ночниц, лечили водой. Ворожея брала блюдо с водой, нательный крестик ребенка, два угля и, держа на руках малыша, нашептывала на воду и молилась, ломая угли и опуская их на блюдо с водой. После этого погружала туда крестик и брызгала этой водой на ребенка.

В Енисейском округе при бессоннице детей брызгали водой на лицо ребенка сквозь дверную скобку, давая воде стечь с личика на порог, в уверенности, что бессонница перекинется на того, кто первым переступил порог. В Воронежской губернии крикливых детей носили под колокол, отчего они будто бы успокаивались. Словом, «клин клином вышибали» или в данном случае — «шум — шумом». Там же считалось, что от детской бессонницы помогает умывание водой, оставшейся с вечера после мытья ложек.

Иногда, правда редко, прибегали к окуриванию криксы. Например, в Тульской губернии старухи-знахарки лечили детей от испуга, бессонницы и плача по ночам так: брали ситцевые лоскутки, старые листы из духовных книг, клочок мха из угла избы и все это зажигали в черепке. Над этим чадящим черепком ставили бедного ребенка и держали его до тех пор, пока он не начинал кашлять от удушливого дыма. Лишь после этого его клали в постель. Смысл этого магического действия заключался в поверье, что кашель и крик у ребенка бывает оттого, что мать не перекрестила его постельку и, воспользовавшись этой оплошностью, крикса «надышала» ему в открытый рот. Вот знахарки и старались изгнать окуриванием зловредное дыхание криксы из тела ребенка

В старину туляки практиковали еще и магический ритуал под названием «относ», суть же его состояла в следующем: при беспокойстве и вздрагивании ребенка во сне знахарки измеряли ниткой из заветного клубочка — объем головки ребенка, длину его носика, щек, живота и других частей тела. Затем эту нитку относили на перекресток или в глухое место и бросали там вместе с мелкой монетой. Как бы платили отступное криксе, получив которое она должна убраться на все четыре стороны.

В Пензенской губернии пытались избавиться от «живущего на детях» крика, вешая их рубашки и крестики на дерево, растущее у почитающегося целебным родника, — мол, святая, живая вода очистит от криксы.

Зори, Вода и Земля, которых в заговорах называли по именам, всегда были связаны с ночными духами. Например: «Встану я, раб Божий (такой-то), благословясь, пойду перекрестясь, из избы в избу, из дверей в двери, из ворот в ворота, под восток, под восточну сторону; под восточной стороной ходит матушка утренняя заря Мария, вечерняя заря Маремьяна, мать сыра земля Пелагея и сине море Елена. Я к ним приду поближе, поклонюсь им пониже: “Ты матушка заря утренняя Мария и вечерняя Маремьяна, приди к нему, рабу Божьему, ко младенцу, возьми ты у него полунощника и щекотуна из белого тела, из горячей крови, из ретивого сердца, изо всей плоти...”» Новгородские крестьяне просили, называя мучительниц по времени: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Заря-заряница, заря, красная девица, возьми криксы и плаксы, денны и полуденны, нощны и полунощны, часовы, получасовы, минуты и полуминуты от раба Божьего (такого-то)». А жители Саратовской губернии называли духов природы другими именами: «Заря-зарница, красная девица, утренняя Ирина, Дарья полуденная, придите, возьмите денной крик и полуденный полукрик, отнесите его в темные леса, в далекие края, за синие моря, на желтые пески, во имя Отца и Сына и Святого Духа».

С просьбами обращались не только к зорям, воде и земле, но часто — к курам и петухам. Обычно знахарка несла больного ребенка в курятник и начинала брызгать водой на спящего петуха. Когда только петух, проснувшись, закричит, она говорила: «Петух-хрип, возьми с младенца Ивана крик, а ему дай сон». Можно было обратиться и к курам. В таких случаях говорили: «Куры рябые, куры серые, куры черные! Возьмите свои криксы от крещеного, молитвенного раба Божьего младенца (такого-то), отдайте наш сон». Считалось полезным прямо в курятнике искупать ребенка, а снятую с него рубашку там и оставить. Болезни при этом смывались и оставались в мокрой рубашке, которая доставалась курам.

На Орловщине при этом произносили трижды такие слова: «Уж вы куры, петухи. Возьмите свои криксы от младенца Ивана. Глазные и денные, полуденные и ночные. Аминь». После этого необходимо было три раза плюнуть на землю и трижды дунуть в лицо малыша. А в Смоленской губернии, перед тем как переодеть ребенка в свежую рубашку, говорили еще: «С гуся вода, а с младенца (такого-то) худоба». С тех пор и существует пословица «как с гуся вода», то есть — все нипочем.

Можно было и не дожидаться утра, а подняться всем домашним и постараться прогнать криками «шу-гу» ночницу. Отсюда слово «шугать». Владимир Даль поясняет: «шугать — пугать, гонять» и сообщает, что криком «шугу!» прогоняли хищных птиц от дома. Шугаем называли чучело в огороде.

Лечили еще и так: под колыбель больного ребенка ставили чашку с водой, поперек чашки клали нож, а на нож — петлю из суровой (обязательно небеленой, льняной) нитки с приговором: «Вот тебе, ночная ночница, злая мученица, вода — захлебнуться, острый нож — заколоться, петля — задавиться!»

В Архангельской губернии если ночницы беспокоят младенца мальчика, то брали специально сделанные стрелку и лучок и, втыкая в колыбель, приговаривали: «Вот тебе стрелка и лучок, играй стрелкой и лучком, а не нашим дитем!» Если больна была девочка, то вместо маленьких лука и стрелы клали прялку, кусочек кудели и веретешко. При этом говорили, обращаясь к ночнице: «Пряди, а не дитем играй». Или, чтобы избавить ребенка от бессонницы, клали к нему в люльку краюшку хлеба, цветок чертополоха, косточку из головы поросенка или рыбы (такую косточку называли «сон»; она должна была иметь фигуру старинной серебряной копейки, то есть быть овальной, а не круглой). Согласно вологодским поверьям, причиной детской бессонницы была прежде всего беспокоящая младенцев «щетинка», которую подбрасывает ночница. Она не давала ему покоя, заставляла ворочаться и плакать. Чтобы от нее избавиться, знахарка сперва обмывала ребенка, а затем парила, приговаривая при этом: «Я мою и парю от ночника, от полуночника, от двоезубого, от троезубого, от двоеглазого, от троеглазого, от девки-пустоволоски». (Под двое- и троезубыми, то есть с зубами в два и три ряда, подразумевались колдуны; двое- и троеглазый — колдун с двойным или даже тройным зрачком; девка-пустоволоска, то есть с непокрытыми волосами, — русалка, доможириха или иная нечисть женского пола.) По окончании обряда знахарка смазывала малыша слюной, смешанной с квасцами.

В Вологодском крае знахарка входила в баню с ребенком, а мать оставалась в предбаннике. Когда старуха начинала приговаривать «парю, парю», мать должна была спросить у нее из-за двери: «Кого ты паришь?». — «Полуношника», — отвечала бабка. А мать говорила на это: «Парь его гораздо (то есть сильно), чтобы прочь отошел, да век не пришел».

Рецензии и отзывы о книге В.Калашникова: "Русская демонология"

www.lomonosov-books.ru

Цикл лекций «Русская демонология» — ПУНКТУМ

Цикл лекций «Русская демонология»

Лекция 1. Образ Кощея Бессмертного в славянской мифологии — 7 ноября в 19-30

В прошлой лекции мы рассмотрели подробно образ Бабы Яги, а теперь перейдем к рассмотрению ее ближайшего друга – Кощея Бессмертного. Кто он такой?

Приближаются холода – а это самое время для этого демонического персонажа. В русских сказках мы замечаем, что там, где живёт Кощей, не растут деревья, не поют птицы, не плодородит земля, не пускает свои благодатные лучи солнце. В кощеевом царстве всегда полумрак. Всё выжжено, высушено, заморожено, как в лютую зиму.

Справедливо заметить, что под Кощеем Бессмертным мог быть спрятан древний бог смерти от холода. На второй лекции подробно обсудим образ бессмертия в славянской традиции, а так же разберемся, что конкретно скрывается за всем известным Кощеем Бессмертным.

Лекция 2. Русалки и русалочьи дети в русской мифологии — 14 ноября в 19-30

Как известно, русалки есть во многих культурах мира. В разных видах, с разными именами и названиями.

В одних мифах — это боги, в других мифах — это существа и духи. Многие исследователи считают первым упоминанием о русалках вавилонского бога Оаннеса, который менял свою форму и стал существом с головой и торсом мужчины и хвостом вместо ног. В Сирии — это богиня Атаргате, которая также имеет рыбий хвост и является покровительницей рыболовов.

Однако кто они у славян? Просто утопленницы, умершие не своей смертью? Или же нечто большее? И откуда у умерших русалок могут быть еще и дети, которые обладали невероятной и мистической историей?

На эти и другие вопросы мы обязательно ответим на курсе русской демонологии!

Лекция 3. Кто такой Леший в славянской мифологии? — 21 ноября в 19-30

Леший – чрезвычайно многогранный образ. Специалисты в области изучения славянских сказок до сих пор спорят – хороший это персонаж или плохой.

Иногда он предстаёт как великан, который выше деревьев, а иногда выглядит как маленький старичок размером с гриб. Однако чаще всего лешего представляют похожим на человека, только сплошь покрытого волосами. В связи с этим некоторые исследователи, которые допускают существование снежного человека, предполагают, что данный мифологический персонаж мог появиться в традиции славян именно вследствие наблюдений за дикими волосатыми существами. И всё же, стоит отметить, существование снежного человека так и не было доказано официально, и здесь можно сделать вывод, что вполне реалистичной может быть и версия, что образ снежного человека родился из представлений славян о хозяине леса — Лешем, а не наоборот.

С этими и другими достаточно спорными точками зрения мы ознакомимся на нашей лекции, а так же попробуем ответить на вопрос: «Неужели Леший действительно русский демон?»

До встречи!

Лекция 4. Упыри в славянской мифологии: настоящие ли вампиры? — 28 ноября в 19-30

На вопрос: — Кто такие «упыри»?, — большинство из нас, скорее всего, вспоминая Дракулу, ответит: – Ну… это вампиры такие, вурдалаки. Кровь сосут. И съесть могут… На уточняющие вопросы – а зачем и почему? — мы начнем говорить нечто невнятное.

И действительно, не совсем понятен образ вампира в принципе. XVIII—XIX — века «вампиризма», которые настолько укоренили в наших умах образ интеллигентного философа, который питается кровью других людей, с невероятной силой и прочим. Или же просто некий необычайной красоты человек, который убивает прекрасных дев и черт знает что еще.

В славянской мифологии упыри были. И образ их был чрезвычайно логичен и понятен. Предлагаю расставить все точки над «i» и разобраться с этим образом раз и навсегда.

До встречи на русской демонологии!

Кто?

София Назарова — студентка 4го курса РГГУ по специальности историк-античник.

Сфера моих научных интересов довольно разнообразна. Благодаря знанию древнегреческого языка и латыни, я занимаюсь исследованием императорской семьи Августа, а так же изучаю литературу этого периода. Такой подход позволил мне резко отойти от античного мира и окунуться в русский фольклор. Мне удалось изучить русскую мифологию и некоторые древнерусские тексты.

Стоимость — 400р.

punktum.ru

Кем был Кощей Бессмертный на самом деле?

Сергей Простаков«РУССКАЯ ПЛАНЕТА»http://rusplt.ru/society/demonologuiya-Kaschey-kniga-9261.html

Кем был Кощей Бессмертный на самом деле?

В книге «Русская демонология» детские сказки складываются в большой славянский миф — эпос

В книге Виктора Калашникова «Русская демонология» предпринята попытка систематизировать героев и сюжеты русских народных сказок. Делается это не из-за желания создать энциклопедию фольклора, а ради того, чтобы разглядеть, как за наслоениями эпох и культур (христианства, светского государства) в детских сказках растворился древний славянский эпос, героями которого были языческие боги и духи.

«Русская планета» с разрешения издательства «ЛомоносовЪ» публикует фрагмент книги Виктора Калашникова «Русская демонология», посвященный Кощею Бессмертному.

Кощей Бессмертный (или Кащей) — может быть, самая загадочная фигура в русских сказках. Афанасьев, например, считал, что Змей Горыныч и Кощей Бессмертный если не один и тот же, то, во всяком случае, взаимозаменяемый персонаж: «Как существо демоническое, змей в народных русских преданиях выступает нередко под именем Кощея бессмертного. Значение того и другого в наших сказках совершенно тождественно: Кощей играет ту же роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц, что и змей; оба они равно враждебны сказочным героям и свободно заменяют друг друга, так что в одной и той же сказке в одном варианте действующим лицом выводится змей, а в другом — Кощей».

Но разве можно спутать живую мумию и дракона? Они ведь такие разные! Да и вообще, что за странное имя — Кощей? Что оно значит? Афанасьев считал, что оно происходит то ли от «кость», то ли от «кощуны» — колдовства. Другие ученые, склонные видеть в русских словах заимствования из языков соседних народов, считали, что имя живого скелета происходит от тюркского слова, означающего «раб, слуга». Если раб, то — чей? Ведь в русских сказках не упоминается хозяин Кощея. Этот живой скелет может оказаться в плену у Марьи Моревны, но как прикованный цепями к стене пленник, вовсе не слуга. Как у русского Кощея могло оказаться тюркское имя? Что означает его смерть, покоящаяся в ларце то ли под заветным дубом, то ли на дне морском? При чем тут звери-помощники?..

Словом, вопросов возникает множество, а ответов однозначных нет. Может, все-таки прав был Афанасьев, когда возводил имя Кощея к кощунам, то есть называл его, таким образом, волшебником. Ну действительно, кто еще смог бы продлить свою жизнь настолько, чтобы люди стали его величать Бессмертным? Конечно, всемогущий маг. Или человек, который обратился за помощью к демоническим силам, как, скажем, Фауст. Но Кощей в сказках вовсе не волшебник и не человек, он сам, скорее всего, относится к демоническому миру. Так что и объяснение Афанасьева страдает приблизительностью и неточностью.

Быть может, самой интересной догадкой является предположение Л. М. Алексеевой, которая в «Полярных сияниях в мифологии славян» написала: «Несомненно, к единому миру мертвых и холода относится Карачун. Его предположительно считают зимним славянским божеством, сохранившим черты олицетворения смерти. При этом белорусские верования уточняют, что Карачун сокращает жизнь и является причиной внезапной смерти в молодом возрасте. Для нас важно, что этот образ связан с объективным и четким природным фактором: Карачун — не только имя злого духа, но еще и название зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника. Для слежения за Солнцем нужна определенная научная квалификация если не всех, то хотя бы некоторых членов общества (волхвов). Кроме того, имя божества вводит нас в круг развернутых сюжетов восточнославянской волшебной сказки: Карачун — это одно из наименований Кощея Бессмертного».

То есть, по Алексеевой, Кощей — это бог смерти от холода, и бог, или, скорее, демон, очень древний. Чтобы его одолеть, нужно как бы раскрутить колесо времен вспять, вернуться к самому началу мира, когда и появился на свет Бессмертный. Тогда понятно, отчего в сказке последовательно появляются: бурый медведь — властелин лесов, затем птицы — ястреб и утка, которую часто можно увидеть в северной тундре. Вслед ними, обитателями земли и воздуха, появляется водная жительница, рыба, в данном случае — щука. Может быть, когда-то давным-давно это была не щука, а совсем другая рыба? Скажем, белуха, живущая в приполярных областях. Если это так, то в сказке мы движемся не только в пространстве с юга на север, из зоны дремучих лесов через тундру в приполярные моря, но и вспять во времени — в обратном направлении по тому пути, которым когда-то прошли наши далекие предки, спасающиеся от наступления Великого оледенения. Проще говоря, сказочные животные указывают нам на север — туда, где некогда существовала прародина всех арийских народов, Арктида.

Возможно, там отдавали дань жертвами злому богу лютой стужи Карачуну, который появился на свет в самом начале творения мира — из золотого яйца, снесенного чудо-курочкой Рябой. Потом Карачун вышел из повиновения — холода становились все нестерпимее, уносили все больше жизней, и пришло время, покинув родину, которая на глазах покрывалась льдами, уйти вслед за рыбами, вслед за птицами на далекий материк и идти все дальше, спасаясь от движущегося по пятам Карачуна-Кощея. Идти следовало в леса, под защиту деревьев, и южные поля, где мороз был не так силен.

Это был исход с прародины, с крыши мира, где небо и земля едва не соприкасаются друг с другом, где зародился миф о Золотом Яйце. Поэтому поход с севера на юг означал еще и движение из далекого прошлого в настоящее и будущее.

Наши предположения вовсе не так фантастичны, как может показаться на первый взгляд. Согласно многочисленным легендам, из золотого яйца появилось все: не только Небо и Земля, но и подземные глубины; не только ясный День, но и темная Ночь, не одно лишь Добро, но и Зло также. Следуя логике мифа, нужно вернуться к самому началу времен, чтобы поразить Зло в его зародыше, при этом разломав… иглу. Почему — иглу? В уже названной книжке Алексеева предполагает, что речь идет о копье — главном орудии северных народов, которым били морского зверя и белого медведя. Да и на китов по сю пору охотятся не иначе как гарпунами — большими копьями, или, если угодно, иглами.

Хотя бессмертный демон стужи, конечно, — не медведь, не морж и даже не кит. Его обычным гарпуном не возьмешь, тут нужно нечто помощнее. Например, магический жезл — та самая волшебная палочка, о которой говорится едва ли не во всех сказках.

И снова вопрос — почему же этот магический жезл не обратить против Кощея, чтобы, произнеся заклинания, лишить его жизни? Почему жезл надо сломать? Да по той простой причине, что жезл этот, судя по всему, принадлежал если не самому Кощею, то верховному жрецу его культа. Только уничтожив жезл, можно оборвать нить жизни древнего, но отнюдь не бессмертного демона. Что и проделал Иван в сказке, хотя Кощей был уверен, что тому не дано дойти своим умом до подобных премудростей. Бессмертный был уверен, что русские люди позабыли, откуда они пришли в леса. Ан нет, не позабыли: вспомнили в нужный момент, и тут Кощею пришел «карачун» — то есть конец.

Есть и другое предположение о том, что же представляет собой заветная Кощеева игла. Бессмертный не вполне живой, но и не совсем мертвый, он находится будто бы на середине пути между тем и этим светом, то есть является практически тем же, что и ходячие мертвецы; их тела были преданы земле, но они поднимаются из могил и привидениями приходят в свой дом, чтобы тревожить родственников.

Обезопасить себя от назойливых мертвецов можно было единственным известным способом: в полночь разрыть их могилу, найти невидимую «навью» косточку и уничтожить ее, сломав, а еще вернее было сжечь ее. И тогда мертвец успокаивался, умирал окончательно. Если иглу, спрятанную в яйце, считать «навьей» косточкой самого Кощея, то понятно, отчего его настигала смерть.

Возможно, в древности существовал какой-то ритуал, который обещал человеку обретение бессмертия. Во всяком случае, в раскопанной археологами могиле основателя города Чернигова (не забудем, что чернигами называли на Руси служителей Чернобога), князя Черного, найдена изображенная в сказке сцена: смертельная игла в яйце, яйцо — в утке, утка — в зайце, заяц — в заветном ларце.

И здесь мы подходим к пониманию того, чем же, собственно, является бессмертие. Наказание ли это или благо? Сам ритуал обретения бессмертия давно забыт, но сохранился его символ — цветы бессмертники, о которых, вспоминая родное село Антоновку, писал Миролюбов: «В Антоновке принято было сеять на могилках бессмертники, особые шероховатые, сухие на ощупь цветы, желтоватые, красноватые и, кажется, голубоватые, которые можно было сорвать и поставить в стакан с водой, и они могли стоять так месяцами; если же их ставили в вазу без воды, они тоже стояли месяцами. Жизнь в них, видимо, была, но как бы и не была.

Так как я в это время был еще мальчиком, то интересовался, почему именно их предпочитают крестьяне сеять на кладбище. «Старые люди» мне отвечали, что «ото ж бессмертники — цветы мертвых родичей, потому что они и при жизни как мертвые». Старая Трембочка, баба на селе, как бы знахарка, объясняла иначе: «Та те ж цветы цветут в яме! Они из ямы, и все, кого яма забирает, через те цветы с нами сообщаться могут. Эти цветы меж нами и ими, как черта (граница), и мы до них дотрагиваемся здесь, а они — там. Смерть их не берет. Сорваны они или нет, но жизнь для них, как и смерть — одно и то же. Цветы эти без смерти». Другая баба, жившая у моста через речку Желтые Воды, говорила: «Оттож, коли Бог свет делал, так взял и стал творожить землю, а смерть не хотела. Тогда Бог сел на коня и стал смерть на бой звать, а она вооружилась всякими ножами, когтями железными, дубинками, ружьем и пошла против Бога. Бой длился целую вечность. То Бог поборяет, а то она, треклятая, и пока Бог бился против смерти, Он творил урывками, то — то, то — другое. Бог сделает, а смерть разрушит! Наконец, Бог подстерег смерть, когда та зазевалась, и убил ее. Но, падая, Смерть хваталась за кусты, травы, ветки, а за что схватится, то и посохнет. Схватилась она и за бессмертники да и начала рвать их с корнями. Бог сказал им расти крепче, чтобы она их вырвать не могла, а цветы выросли вокруг лежащей смерти только настолько, что закрыли ее наполовину, и Бог не мог ударить смерть так, чтобы она перестала двигаться! Тогда Он сказал: "Ну, так будьте же без жизни и без смерти!" И цветы остались такими навсегда. А сажают их на могилки, чтобы объявить усопшим, что "Смерти нет! Она убита Богом!" Но так как смерть еще не перестала двигаться и еще людей умерщвляет, то цветы напоминают усопшим о жизни, а живым о смерти!»

Действительно, пришлось наблюдать позже — крестьяне держать бессмертники в доме не любили. Это были могильные цветы. К ним было отношение почти религиозное. Сорвав несколько таких цветов, я пришел домой с кладбища, куда собирались весной дети для игры, и хотел цветы ставить в воду, но прислуга, заметив их, отобрала и бросила в огонь.

Что ж, это, пожалуй, наилучшее объяснение бессмертия Кощея, которое уже и жизнь не в жизнь, а смерть недостижима; он так и застрял между этими двумя мирами и оставался там до тех пор, пока Иван-царевич не избавил его от вечной муки и не даровал блаженное забвение смерти.

Если считать Кощея рабом, то он был слугой своего проклятого бессмертия. Все же он, скорее, принадлежал к потустороннему миру, ведь о появлении Ивана он узнает по запаху живого: «Русской костью пахнет!» Для мертвых, как известно, непереносим запах живых, так же как для живых отвратителен запах мертвечины. Этнограф В. Я. Пропп в «Исторических корнях волшебной сказки» писал по этому поводу: «Иван пахнет не просто как человек, а как живой человек. Мертвые, бестелесные не пахнут, живые пахнут, мертвые узнают живых по запаху… Этот запах живых в высшей степени противен мертвецам… Мертвые вообще испытывают страх перед живым. Ни один живой не должен переступать заветного порога».

На Руси чрезмерных долгожителей подозревали в причастности к колдовству, считалось, что они «заживают» (то есть отнимают) чужой век. Самым правильным считалось умереть в свое время, в окружении большой семьи. Бессмертие же никого не прельщало. К чему оно, если люди, обладающие бессмертной душой, продолжают бесконечное существование в новом, более счастливом мире, Синей Сварге, стране в небесах, где живут наши предки?

Надо сказать также о том, что образ Кощея очень интересовал русских писателей и композиторов. В первую очередь это относится к Александру Фомичу Вельтману (1800—1870) — не только чрезвычайно плодовитому литератору, основателю жанра русской научной фантастики, но еще и историку, фольклористу, директору Оружейной палаты, академику. Он, сын шведского посланника, стал истинным знатоком и любителем русской старины, что отразилось, в частности, в его романе «Кощей Бессмертный», написанном в 1833 году. Морской офицер и композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908) написал в 1902 году оперу «Кощей бессмертный». Ну и, конечно же, надо вспомнить удивительные фильмы-сказки, поставленные Александром Артуровичем Роу (1906—1973). Роли Кощея Бессмертного и Бабы Яги в них сыграл замечательный русский актер театра и кино Георгий Францевич Милляр (1903—1993).

www.lomonosov-books.ru

Демонология

В далеком прошлом каждый демон был ангелом. Однако после падения Люцифера ангелы, которые последовали за ним, превратились в демонов. Они всегда пугали людей и в тоже время привлекали своей силой, мощью. Именно поэтому так часто ведьмы и колдуны старались обратиться к таким мифическим сущностям за помощью, заключить с ними сделку.

Что касается призыва различных демонов, такие ритуалы могут быть весьма опасны, так как исполнить ваши желания они могут только получив достойную награду взамен.

Кроме этого, в данном разделе вы можете ознакомиться с описанием и именами демонов, а также с их классификацией. Имеется полный список демонов, который пригодится каждому человеку, которого интересует демонология.

  • Виды демонов по источникам средневековья и современности

    Узнайте, каковы виды демонов и чем представители сил ада отличаются между собой. Классификацией демонов занимались во все времена.

  • Лилит — первая жена Адама, отказавшаяся быть вещью

    Первая жена Адама — Лилит, хоть и не упоминается в Библии, считается важным персонажем в современной демонологии и мифологии. Лилит стала антагонистом Евы...

  • Изгнание бесов — куда обращаться и чего ожидать после отчитки

    Изгнание бесов — это обряд, проводимый по строгим канонам. Узнайте, кому нужна отчитка от бесов и какие её последствия. Православный обряд экзорцизма....

  • Сатанинская Библия Антона Лавея и биография жреца Сатаны

    Сатанинская Библия была написана сорок лет назад, но своей популярности она не теряет и сейчас. Она обязательна к прочтению интересующимися сатанизмом....

  • Мать Люцифера, его отец и дети в Библии

    Кто такая мать Люцифера, его отец и дети? Разные источники говорят разные вещи, но глубокое изучение позволяет легко найти верный ответ.

  • Абаддон — кто такой этот могущественный демон разрушения?

    Абаддон, также известный как Аваддон — это один из самых темных и древних слуг Дьявола, являющийся демоном разрушения и войны.

  • Демон Бальтазар — волхв, демони и влияние имени в истории

    Демон Бальтазар, по мнению некоторых, умеет многое. Но каково значение имени Бальтазар, и кто же он на самом деле — волхв, царь или демон?

  • Демон Астарот — могущественный адский герцог

    Если вы хотите узнать, как вызвать демона Астарота, то вам потребуется длительная подготовка и выдающаяся сила воли. Этот ритуал очень опасен....

  • Молох в мифологии — значение имени и суть этого существа

    Молох в мифологии в разные времена считался как богом удачи, так и демоном, которому приносили кровавые жертвоприношения. Кто же он на самом деле?...

  • Демон Велиал — история и полный ритуал вызова

    Велиал, Белиал, Белиар или Велиар — это все имена одного из сильнейших адских демонов. Знание, как вызвать его, способно открыть любые двери перед магом....

grimuar.ru

Русская демонология никитина скачать

Русская - представительница русского народа. Также топоним: Русская Википедия - русскоязычный раздел интернет-энциклопедии Википедия, основанный 11 мая 2001 года. По основным статистическим характеристикам, определяющим уровень развития языкового раздела, русская Википедия занимает со второго по восьмое места, по количеству начатых статей входит в десятку самых крупных языковых разделов Википедии. По состоянию на 13 июля 2015 года в русской Википедии насчитывается 1 236 880 статей различной тематики. По данному показателю русская Википедия занимает 7-е место среди всех языковых разделов. Аппаратное обеспечение. Русский раздел вместе с остальными разделами Википедии работает на серверном кластере, состоящем из 1000 серверов. Все пользователи русской Википедии делятся на тех, кто по мере необходимости читает её статьи, и тех, кто хотя бы раз их редактировал. Всех редакторов Википедии иногда на жаргоне называют википедистами. В русской Википедии существует система наград для статей, выделяющихся высоким качеством и информативностью. Существует специальный портал: Портал: Избранное содержание, посвящённый этому вопросу. Русская Слободка - село в Неклиновском районе Ростовской области. В христианской традиции демонами считаются падшие ангелы. С этой точки зрения демонология является отражением ангелологии, при этом ангелы считаются добрыми духами, а демоны - злыми. Демонов классифицируют по степени их вредоносности и месту в иерархии ада, по связи с человеческими грехами, месту обитания. Демонология - низший раздел славянской мифологии, система мифологических персонажей: демонов, духов, людей с демоническими свойствами. Славянская демонология затрагивает все сферы славянской традиционной культуры, объясняя все происходящее в мире влиянием демонов: атмосферные и природные явления, посмертное существование человека на «том свете», хозяйственную деятельность и семейную жизнь, судьбу человека, причины болезней и подобное. После принятия христианства, когда языческие божества были провозглашены демонами, славянская демонология пополнилась рядом персонажей высшей мифологии, но переход низших демонов в систему богов никогда не был отмечен. Традиционная религия Японии - синтоизм - предполагает существование бесконечного числа богов-ками, которые обитают во всех предметах и явлениях мира; иными словами, весь мир населён богами. Человек после смерти сам становится ками. Практикующие церемониальную магию иногда пытаются вызвать демонов и управлять ими для того, чтобы те исполнили их волю. Для этого они используют такие традиции, как Гоетия и Книгу Абрамелина. Часто используются демоны христианской демонологии. Одна из специализаций чернокнижников в популярной MMORPG World of Warcraft является демонология - чернокнижник-демонолог в бою полагается на призванных демонов, а также имеет способность на некоторое время самому принимать облик демона. Ёкай - сверхъестественное существо японской мифологии, разновидность обакэ. Оригинальное китайское звучание термина - яогуай. В японском языке слово «ёкай» имеет очень широкое значение и может обозначать практически все сверхъестественные существа японской мифологии, или даже заимствованные из европейской: от злобных они до кицунэ или снежной женщины Юки-онна. Марфа Семеновна Никитина - российская шашистка. Международный мастер, мастер спортаРоссии. Бронзовый призер чемпионата мира 2007 года в Якутске. Член сб. России. «Любит слушать музыку, играть в волейбол». Никитина Лена Алексеевна - советский и российский педагог и писательница, одна из основоположников методики раннего развития, педагогики сотрудничества. Многие книги написаны в соавторстве с мужем, Борисом Павловичем Никитиным. Мать, Е. А. Литвинова, - учительница. Пулемёт Никитина - опытный советский единый пулемёт. Разрабатывался Григорием Никитиным в 1962-1967 годах. Принимал участие в конкурсе на новый единый пулемёт для Вооружённых сил СССР вместе с ПКМ. У пулемёта применена схема запирания ствола от НСВ. ТКБ-015 использовал отвод пороховых газов и клиновый затвор. Ударно-спусковой механизм куркового типа. Провести чёткое разграничение между мобильными комиксами, анимацией и играми для мобильных телефонов не представляется возможным. Первые комиксы, адаптированные для мобильных телефонов, выпустили в 2008 году компании IDW Publishing русск. и Devil's Due Publishing. DDP изначально продвигала свом мобильные комиксы на рынок через компании - продавцы цифрового контента, такие как Uclick. ActiveVirusShield - бесплатный антивирусный продукт AOL на базе Антивируса Касперского 6. Фотоальбом Windows - дружественная к новичкам и максимально функциональная программа для просмотра, редактирования и тегирования цифровых изображений и видео, разработана корпорацией Microsoft. Включена в поставку Windows Vista. Исключена из поставки Windows 7, но есть возможность скачать её более новую версию Windows Live Photo Gallery. Кроме того, стандартная заставка «фотографии» может использовать изображения из фотоальбома по определённым критериям, например, показывать фотографии, содержащие ключевое слово «водопад» и имеющие оценку «четыре» или выше.

Поищите здесь: ww. ozon. ru/context/div_book/

Если про ангелов - потрясающее фэнтези от Желязны/Шекли - "История рыжего демона" фэнтези - Громыко: цикл про Вольху, "Цветок камалейника", "Год Крысы: Видунья" Классика жанра - "Хроники Нарнии" новая классика жанра - Пулман трилогия "Темные начала" Классика фантастики - Хайнлайн "Дверь в лето" Любовь есть практически везде

Вот несколько аниме! задорную Басару 12 Королевств Дзюбэй-тян. Девушка ниндзя. Боевой Ангел Алита Бродяга Кэнсин Адская девочка Fate stay night Tsukihime, Lunar Legend / Повесть о Лунной Принцессе Клеймор Ангелы смерти Крестовый поход Хроно Ярче предрассветной лазури Кайт-избавительница Бамбуковый Клинок История сестер Уэллбер Граница пустоты Koihime Musou Сэкирэй Секрет Харуки Ногидзаки Кредит Зомби Повесть о Стране Цветных Облаков Портрет малышки Козетты Мамору выходит из тени Карин Rozen Maiden Эпоха Водолея Песочные часы летней расцветки Shakugan no Shana Девушка-самурай Граф и Фея Принцесса Немертвых: Красная хроника Смертоносная принцесса Ты - хозяин, я - слуга Митико и Хаттин Темная богиня-куроками Tsukuyomi - Moon Phase Ballad of a Shinigami Full Moon wo Sagashite Таинственная игра Школа убийц Принцесса чудовищ Принцесса-вампир Мию

До Пушкина проблема литературного языка была проблемой отбора лексики. Именно так ставился этот вопрос сторонниками так называемых старого и нового слогов - шишковистами и карамзинистами. Слог представлял собой стилистический тип речи, характеризовавшийся особым отбором и сочетанием различных пластов лексики в разных жанрах. Интересно отметить, что обе противоборствующие стороны исходили из одного тезиса - необходимости развития исконных начал русской лексики и их использования в русской речи. Но А. С. Шишков и его последователи считали, что исконно русские начала заложены в архаичной лексике. Заимствованные слова предлагалось заменять архаичными. В противоположность этому Н. М. Карамзин и его школа считали, что исконно русские начала заложены в общепринятой нейтральной лексике, и эти начала следует развивать в направлении сближения с лексикой западноевропейских языков. То народно, что сближает русский язык с другими языками. Карамзинисты отвергали просторечия и считали необходимым сохранить общепринятую, утвердившуюся в русском языке заимствованную лексику. Ими широко применялось калькирование.

Ольгу Громыко почитайте! Профессия ведьма, Ведьмины байки, Верные враги, Год крысы. Елизавета Шумская: Дело о белом тигре, Дело об осени и тд. Мне очень Макс Фрай нравится, могу порекомендовать. Русская фэнтези может и не лучше зарубежной, но и не хуже, а многих российских фантастов я предпочитаю заграничным.

пхахаха=) а я маг.

Русская дискотека 80-90-х - Назад в СССР Часть 1

Игры Барби Смотреть - Мы строим Квартиру для Принцессы Барби на PlayLAPlay Онлайн

demonologiya.pscsv.ru


Смотрите также